Неточные совпадения
Издатель позволяет себе думать, что изложенные в этом документе мысли не только свидетельствуют, что в то отдаленное время уже встречались
люди, обладавшие правильным взглядом на вещи, но могут даже и теперь служить
руководством при осуществлении подобного рода предприятий.
Самгин молчал. Да, политического
руководства не было, вождей — нет. Теперь, после жалобных слов Брагина, он понял, что чувство удовлетворения, испытанное им после демонстрации, именно тем и вызвано: вождей — нет, партии социалистов никакой роли не играют в движении рабочих. Интеллигенты, участники демонстрации, — благодушные
люди, которым литература привила с детства «любовь к народу». Вот кто они, не больше.
— Знаете, это все-таки — смешно! Вышли на улицу, устроили драку под окнами генерал-губернатора и ушли, не предъявив никаких требований. Одиннадцать
человек убито, тридцать два — ранено. Что же это? Где же наши партии? Где же политическое
руководство массами, а?
Вместо твердого древнего закона — свободным сердцем должен был
человек решать впредь сам, что добро и что зло, имея лишь в
руководстве твой образ пред собою, — но неужели ты не подумал, что он отвергнет же наконец и оспорит даже и твой образ и твою правду, если его угнетут таким страшным бременем, как свобода выбора?
Во всяком случае мне было ясно, что я не принадлежу к
людям, которые отдают свою волю духовному
руководству старцев.
Шаховской, заведовавший в семидесятых годах дуйскою каторгой, высказывает мнение, которое следовало бы теперешним администраторам принять и к сведению и к
руководству: «Вознаграждение каторжных за работы дает хотя какую-нибудь собственность арестанту, а всякая собственность прикрепляет его к месту; вознаграждение позволяет арестантам по взаимном соглашении улучшать свою пищу, держать в большей чистоте одежду и помещение, а всякая привычка к удобствам производит тем большее страдание в лишении их, чем удобств этих более; совершенное же отсутствие последних и всегда угрюмая, неприветливая обстановка вырабатывает в арестантах такое равнодушие к жизни, а тем более к наказаниям, что часто, когда число наказываемых доходило до 80 % наличного состава, приходилось отчаиваться в победе розог над теми пустыми природными потребностями
человека, ради выполнения которых он ложится под розги; вознаграждение каторжных, образуя между ними некоторую самостоятельность, устраняет растрату одежды, помогает домообзаводству и значительно уменьшает затраты казны в отношении прикрепления их к земле по выходе на поселение».
Правда, она умела сварить жирные щи, такие густые, что в них ложка стояла торчком, приготовить огромные, неуклюжие, бесформенные котлеты и довольно быстро освоилась под
руководством Лихонина с великим искусством заваривания чая (в семьдесят пять копеек фунт), но дальше этого она не шла, потому что, вероятно, каждому искусству и для каждого
человека есть свои крайние пределы, которых никак не переступишь.
Узнав от Марии Васильевны про поступок молодого Смоковникова, Введенский не мог не почувствовать удовольствия, найдя в этом случае подтверждение своих предположений о безнравственности
людей, лишенных
руководства церкви, и решил воспользоваться этим случаем, как он старался себя уверить, для показания той опасности, которая угрожает всем отступающим от церкви, — в глубине же души для того, чтобы отомстить гордому и самоуверенному атеисту.
Освобождение происходит вследствие того, что, во-первых, христианин признает закон любви, открытый ему его учителем, совершенно достаточным для отношений людских и потому считает всякое насилие излишним и беззаконным, и, во-вторых, вследствие того, что те лишения, страдания, угрозы страданий и лишений, которыми общественный
человек приводится к необходимости повиновения, для христианина, при его ином понимании жизни, представляются только неизбежными условиями существования, которые он, не борясь против них насилием, терпеливо переносит, как болезни, голод и всякие другие бедствия, но которые никак не могут служить
руководством его поступков.
Им внушают — почитать себя за важное и необходимое в
руководстве другими, а по-моему, первое начало, чтобы сей глупости не доверяли и руководить
людьми не стремились, а себя умнее руководили.
Человеку, кроме огня, нужно еще освоиться. Петух был давно мною съеден, сенник для меня набит Егорычем, покрыт простыней, горела лампа в кабинете в моей резиденции. Я сидел и, как зачарованный, глядел на третье достижение легендарного Леопольда: шкаф был битком набит книгами. Одних
руководств по хирургии на русском и немецком языках я насчитал бегло около тридцати томов. А терапия! Накожные чудные атласы!
Человек — это общипанный петух. Так гласит анекдот об
человеке Платона, и этот анекдот, возведенный в идеал, преподан яко
руководство и в наши дни.
В лице Гаврилы явился тот «хороший
человек», с которым Мухоедов отводил душу в минуту жизни трудную, на столе стоял микроскоп, с которым он работал, грудой были навалены немецкие
руководства, которые Мухоедов выписывал на последние гроши, и вот в этой обстановке Мухоедов день за днем отсиживается от какого-то Слава-богу и даже не мечтает изменять своей обстановки, потому что пред его воображением сейчас же проносится неизбежная тень директора реального училища, Ваньки Белоносова, катающегося на рысаках, этих врачей, сбивающих круглые капитальцы, и той суеты-сует, от которой Мухоедов отказался, предпочитая оставаться неисправимым идеалистом.
Дашковой» под
руководством самой Екатерины, также находится одно письмо, в котором: говорится: «Держитесь принятого вами единожды навсегда правила: не воспрещать честным
людям свободно изъясняться.
Разве вы не знаете других
руководств истории, которые гораздо лучше?» Напротив,
человек почтенных лет, да еще с некоторой маниловщиной в характере, в том же самом случае сочтет долгом сначала похвалить мою любознательность, распространиться о пользе чтения книг вообще и исторических в особенности, заметить, что история есть в некотором роде священная книга народов и т. п., и только уже после долгих объяснений решится намекнуть, что, впрочем, о книге г. Зуева нельзя сказать, чтобы после нее ничего уже более желать не оставалось.
Здесь ничего подобного не было: здесь
люди шли на клич к Овэну, приступали к нему с надеждами и требованиями, а он давал им обещание и как бы обязательство в том, что они будут благополучны под его
руководством.
Не один раз давал я себе и другим обещание написать нечто вроде рассуждения об уменье читать, рассуждения, которое могло бы служить не
руководством, а некоторым объяснением этого дела для
людей, имеющих охоту к чтению и талант, потому что без природного дарования нечего за это дело и браться.
Так как в истинном христианском учении нет никаких оснований для учреждения брака, то
люди нашего христианского мира, не веря в церковные определения брака, чувствуя, что это учреждение не имеет основания в христианском учении, и вместе с тем не видя перед собою, закрытого церковным учением идеала Христа — полного целомудрия, остаются по отношению брака без всякого
руководства.
16) И соблазны тщеславия, т. е. ложного представления о том, что
руководством поступков
человека могут и должны быть не разум и совесть, а людские мнения и людские законы.
Старик Иосаф был прежде всего твердый русский
человек, который презирал всякую кривду, всякое шатание житейское, как умственное, так и нравственное, шел неуклонно своим прямым пугем, паче зеницы ока оберегая русские интересы православной русской церкви и своей многочисленной паствы; он охотно благословлял и содействовал открытию воскресных и народных школ, но не иначе как под
руководством священников или
людей лично ему известных; к нему шел за советом и помощью всякий, действительно нуждающийся в совете либо в помощи, и никогда не получал себе отказа.
Первые шаги в самопознании и самоопределении
человек совершал прямо под
руководством Бога, который «говорил» тогда с
человеком, «посещал» рай, находился в особой близости к его неомраченному грехом естеству.
Чтение книг без разбора и без разумного
руководства развило в нем пытливость ума до болезненности. Еще в лесу много начитался он об антихристе, о нынешних последних временах и о том, что истинная Христова вера иссякла в
людях и еще во дни патриарха Никона взята на небо, на земле же сохранилась точию у малого числа
людей, пребывающих в сокровенности, тех
людей, про которых сам Господь сказал в Евангелии: «Не бойся, малое стадо».
— Я все это считала возможным, — сказала она, — но твоего товарища осуждать нельзя — этот бедный молодой
человек живет без доброго
руководства.
Впоследствии от
людей, работавших под
руководством Соколова, я слышал про него вот что.
И вот этому-то
руководству, помимо объяснений жизни фарисеев и книжников, и подчиняется большинство
людей.
И вот тут-то
человек, волей-неволей, подчиняется уже не рассуждению, а тому внешнему
руководству жизни, которое всегда существовало и существует в каждом обществе
людей.
Ни учение фарисеев, объясняющее тайны небесной жизни, ни учение книжников, исследующее происхождение миров и
человека, и делающее заключение о будущей судьбе их, не дает такого
руководства поступков.
Ложное познание, не имея в виду этого главного предмета знания, направляет свои силы на изучение животного существования прошедших и современных
людей и на изучение условий существования
человека вообще, как животного. Ему представляется, что из этих изучений может быть найдено и
руководство для блага жизни человеческой.
Руководство это есть привычка жизни обществ
людей, тем сильнее властвующая над
людьми, чем меньше у
людей понимания смысла своей жизни.
Руководство это не имеет никакого разумного объяснения, но оно-то и движет огромным большинством поступков всех
людей.
А без
руководства в выборе своих поступков
человек не может жить.
Мне много еще придется говорить о нем, теперь же отмечу только: главное
руководство всем санитарным делом в нашей огромной армии принадлежало бывшему губернатору, —
человеку, совершенно невежественному в медицине и на редкость нераспорядительному; инспектором госпиталей был бывший полицмейстер, — и что удивительного, если врачебные учреждения он инспектировал так же, как, вероятно, раньше «инспектировал» улицы и трактиры города Иркутска?
Все старые христианские
руководства к духовной жизни учили, что
человек должен нести крест.
В младенчестве его пеленали андреевскими лентами с плеча императрицы, в детстве и юности тщательно воспитывали, по обычаю того времени, под
руководством иностранцев-гувернеров, и из него вышел блестящий молодой
человек, в котором никто бы не мог узнать родного внука латышского крестьянина.
— Мне знакомы подобного рода дела! Эти кареты… вся обстановка… Молодой
человек, особенно влюбленный, выказал бы себя… сделал бы какую-нибудь неосторожность… Скрытность Рены, ее обдуманное молчание… все это было ей предписано… Очевидно, он все предвидел… Я узнаю ловкую руку, наторевшую в
руководстве женщинами, умеющую скрыть концы любовных похождений… Бедная, бедная Рена! Мужчины — это подлые, низкие, презренные существа… Ты по своему неведению попала в их страшные когти… Нужно узнать… и я узнаю…
Сознание Исаака Сирианина может быть лишь героическим делом личности, но как
руководство для жизнеустроения человечества, чуждого личного опыта Исаака Сирианина, оно может явиться источником омертвения
человека.
И поволокут друга милого в салон № 1, где государственные
люди, или в салон № 4, где вертоград… я умолкаю, ибо женщину нужно обожать или ненавидеть, но разбирать ее, как"
руководство к устройству кирпичных заводов", есть крайняя степень нечестия!
«Вместо твердого древнего закона, — свободным сердцем должен был
человек решать впредь сам, что добро и что зло, имея в
руководстве Твой образ лишь перед собой».
Бедственное положение это усиливается еще тем, что, так как это состояние неверия продолжается уже много времени, сделалось то, что среди
людей христианского мира те из них, которым это положение безверия выгодно, все властвующие классы, либо самым бессовестным образом притворяются, что верят в то, чему не верят и не могут верить, либо, в особенности наиболее развращенные из них ученые, прямо проповедуют, что для
людей нашего времени совсем и не нужно ни какого бы то ни было объяснения смысла жизни — веры, ни какого бы то ни было вытекающего из веры
руководства поступков, а что единственный основной закон жизни человеческой есть закон развития и борьбы за существование и что поэтому жизнь
людей может и должна быть руководима только похотями и страстями людскими.
Вот это-то признание закона любви высшим законом жизни человеческой и ясно выраженное
руководство поведения, вытекающее из христианского учения о любви, одинаковой к врагам, к
людям ненавидящим, обижающим, проклинающим нас, и составляют ту особенность учения Христа, которая, давая учению о любви и вытекающему из него
руководству точное, определенное значение, неизбежно влечет за собой полное изменение установившегося устройства жизни не только христианских, но и всех народов мира.
Средство избавления от этого бедственного положения, и средство не фантастическое, не искусственное, а самое естественное, состоит в усвоении
людьми христианского мира открытого им 19 веков тому назад высшего, соответствующего теперешнему возрасту человечества понимания жизни и вытекающего из него
руководства поведения, то есть христианского учения в его истинном смысле.
Повторялось это много раз в истории, но никогда, я думаю, этот разлад между образом жизни
людей, отставших от религиозного уяснения смысла жизни и вытекающего из него
руководства поведения, не был так велик, каков он теперь среди христианских народов, не принявших открытого им христианского учения в истинном его значении и вытекающего из этого учения
руководства поведения, а живущих и продолжающих жить прежней языческой жизнью.
Свойственное же нашему времени миросозерцание есть то понимание смысла человеческой жизни и вытекающее из него
руководство поведения, которое было открыто христианским учением в его истинном значении 1900 лет тому назад, но было скрыто от
людей искусственным и лживым церковным извращением.
Христианское учение в его истинном значении, признающее высшим законом жизни человеческой закон любви, не допускающий ни в каком случае насилие
человека над
человеком, учение это так близко сердцу человеческому, дает такую несомненную свободу и такое ни от чего не зависимое благо и отдельному
человеку, и обществам
людей, и всему человечеству, что, казалось бы, стоило только узнать его, чтобы все
люди приняли его за
руководство своей деятельности.
Идеал совершенства, данный Христом, не есть мечта или предмет риторических проповедей, а есть самое необходимое, всем доступное
руководство нравственной жизни
людей, как компас — необходимое и доступное орудие
руководства морехода; только надо верить как в то, так и в другое.
Люди могут жить и живут свойственной
людям разумной и согласной жизнью только тогда, когда соединяются пониманием смысла жизни, то есть верой в одно и то же, одинаково удовлетворяющее большинство их понимание смысла жизни и вытекающее из этого понимания
руководство в поступках.
Люди христианского мира, приняв под видом христианского учения составленное церковью извращение его, заменившее язычество и сначала отчасти удовлетворявшее
людей своими новыми формами, перестали со временем верить и в это извращенное церковью христианство и дошли наконец до того, что остались без всякого религиозного понимания жизни и вытекающего из него
руководства поведения.
Если представить себе по отношению полового вопроса самые различные положения
людей — от невинного детства до брака — , в которых не соблюдается воздержание, на каждой ступени между этими двумя положениями учение Христа с выставляемым им идеалом будет всегда служить ясным и определенным
руководством того, что должно и не должно на каждой из этих ступеней делать
человеку.
Суждение о том, что род человеческий прекратится, если
люди всеми силами будут стремиться к целомудрию, подобно тому, которое сделали бы (да и делают), что род человеческий погибнет, если
люди, вместо борьбы за существование, будут всеми силами стремиться к осуществлению любви к друзьям, к врагам, ко всему живущему. Суждения такие вытекают из непонимания различия двух приемов нравственного
руководства.
Вот это-то сознание, всё яснее и яснее усваиваемое
людьми христианского мира, и приводит их неизбежно к тому выходу, который один может вывести их из их бедственного настоящего положения. Выход этот в одном: в принятии человечеством скрытого от
людей учения Христа в его истинном значении, неизвестного еще большинству
людей и вытекающего из него
руководства поведения, исключающего насилие.